Историко-культурный потенциал Красночетайского района
Частичное заселение Красночетайского края угро-финскими племенами началось в XII
веке, хотя задолго до этого в присурском крае жили древние люди.
Территория края долгое время представляла собой малонаселенную колонию
мордовского племени «эрзя».
После
разгрома Киевской Руси Батыем край становится частью Золотой Орды и
называется Засурской ордой. Татаро-монгольское владычество ускорило
процесс освоения четайского присурья. Особенно большую роль сыграло
строительство вблизи четайской земли русской крепости – города Курмыш,
основанного в 1372г.Территория
края становится местом военных споров между русскими и татарами, что в
конечном счете привело к обезлюдению и уходу мордовского населения на
восток.
Во второй половине XV – первой половине XVIвв. на нынешней четайской земли появляются первые поселенцы под этнонимом “чуваши”. Поздне после паденияКазанского
ханства и присоединения Чувашии к России начинается массовое заселение
края жителями северных и восточных земель Чувашии. Абсолютное
большинство селениий было образовано до начала XX
века. Заселение и освоение новых земель происходили в основном на
возвышенной части района, местность ближе к Суре оставалась
незаселенной.
В
фонде 1336 «Симбирская межевая канцелярия» хранится «Челобитная
поверенных крестьян «из чуваш новокрещенных» с.Красные Четаи,
д.Токтамыш и д.ТоганашВ.Иванова,
Ф.Петрова и Ф.Васильева о межевании их владений в Сурском лесу» от 19
января 1805 г. (Оп.2, д.1549, лл.18-19). В обоснование их прав на часть
Сурского леса крестьянами была представлена жалованная грамота из
Приказа Казанского дворца, данная их предкам 20 февраля 1691г. (Там же,
лл.20-27). Грамота включает челобитную предков крестьян названных
поселений – «юмачевской волости всех сотен и деревень сотников и
десятников, и старост, и всех рядовых черемисов» от 3 июня 1690г., где
они писали, что угодья в Курмышском уезде за рекой Сурой в урочище
Черторывине были пожалованы им в вотчину при царе Иване Васильевиче
Грозном, т.е. до 1582г.: «В прошлых годах блаженные памяти при великом
государе царе и великом князе Иване Васильевиче всеа Русии дано
родственникам их в вотчину в Курмышском уезде по Суре реке бортные
ухожья и сенные покосы, и бобровые гоны и всякие угодья» (Там же,
л.20об.). Эти угодья были закреплены за ними и писцовой книгой Постника
Зюзина 1688г. (не сохранилась). Жалованная грамота от 20 февраля 1691
г. подтвердила права крестьян Юмачевской (Отмачевской) волости на их
владения: «…По сему нашему, великих государей, указу и по приговору
боярина нашего князя Бориса Алексеевича Голицына с товарищи нынешнего
199 (1691) года генваря 3-го числа тою землею и лесом, и сенными покосы
за Сурою рекою от Черторывины по урочищам вверх по Суре реке и
Тенесевою горою и Сосновою полянкою и селышком и всяким угодьи… владеть
Курмышского уезда Отмачевские волости черемисе Ачкенешку Ищулину с
товарищи» (Там же, л.26об.).
Можно предположить, что название села «Четаи» произошло от топонима «Черторывина».
Красночетайская СОШ
Началом
школы является Красночетайское приходское училище, которое было открыто
в декабре 1821 года на средства членов Курмышского товарищества и
помещиков в доме, построенном специально для школы. Первым учителем и
законоучителем в нем стал священник Базилевский. Учеников тогда было
18, из них трое проживали в собственном доме, остальные – в доме
училища.
В
1842 году для школы было построено новое здание. Это была та самая
школа, в которой побывал Илья Николаевич Ульянов в 1869 году, будучи
инспектором народных училищ Симбирской губернии.
16
декабря 1871 года И.Н. Ульянов вновь посетил школу. Здесь он два дня
находился с проверкой, о чем сделал подробный отчет. В том же году
крестьяне собрали 404 рубля денег, на что купили 11 столов, 2 книжных
шкафа, часы, карту, расписание, 3 доски. В классах было светло и тепло.
Основными
предметами были: чистописание, божий закон, молитвы, история священной
книги, катехизис, арифметика. Учителем работал священник Галкин В.П.
Обучалось в то время около 50 детей.