|
Практическая работа
Получение этилена и опыты с ним
Цели. Научиться собирать простейшую
лабораторную установку, получать этилен,
собирать газ и исследовать его свойства, уметь
доказать наличие этилена. Оборудование и реактивы.
Прибор для
получения и собирания нерастворимых газов,
жидкостной термометр (до 200 °С) в пробке
реактора (пробирки или колбы), хлоркальциевая
трубка с натронной известью (для улавливания SO2),
штатив железный с лотком, лучина, кристаллизатор
с водой, щипцы тигельные, спиртовка, спички,
крышка тигля, штатив с пробирками, санитарная
склянка; этанол С2Н5ОН, H2SO4
(конц.), пемза, пористый фарфор или песок
(мелкозернистый), растворы Br2 (бромная вода),
Na2CO3 или NaНCO3, KMnO4,
дистиллированная вода.
Порядок работы |
Задания |
Наблюдения и
выводы |
В реактор
(пробирка с
отводной трубкой) на 1/4 налить заранее
приготовленной смеси
из 1 части этилового спирта и 3 частей
концентрированной H2SO4 (по объему). В
жидкость бросить осколки пемзы, пористого
фарфора или песка для равномерного кипения при
нагревании. Закрыть реактор пробкойс жидкостным
термометром, соединить с хлоркальциевой трубой,
заполненной зернистой натронной известью (для
поглощения SО2). |
Подготовить
реактор к
работе |
… |
Смесь
нагревать,
собирая этилен вытеснением воды из сборника
|
Получить этилен
лабораторным способом |
… |
Продолжая
нагревание
смеси, пропустить выделяющийся этилен через
раствор KMnO4, подщелоченный содой. Можно
использовать упрощенный прибор для получения С2Н4,
как на рисунке
|
Отметить
признаки
реакции Вагнера. Kакие образуются продукты
реакции? Написать уравнение реакции, используя
структурные формулы, указать механизм и тип
реакции. (При расстановке коэффициентов
использовать метод электронного или
электронно-ионного баланса.) |
… |
Пропустить
этилен
через бромную воду. Наблюдать эффект |
Почему эта
реакция
называется качественной? Написать уравнение
реакции, используя структурные формулы веществ.
Указать тип и механизм реакции |
… |
Поджечь этилен,
собранный в пробирке, над пламенем щипцами
подержать крышку тигля |
Обратить
внимание на
разницу в яркости пламени по сравнению с
твердыми парафинами. Указать причину различия,
обосновать ответ. Написать уравнение реакции на
основе электронного баланса |
… |
В пробирку
поместить
речной песок, пропитанный спиртом, а поверх слоем
в 4–5 см катализатор (необожженная глина,
подсушенная и измельченная до размеров
булавочной головки). Этилен получают способом,
подобным описанному выше
|
Получить
этилен,
используя в качестве катализатора песок SiO2
и глину (алюмосиликат). Написать уравнение
реакции синтеза этилена из этилового спирта |
… |
Задание.
Используя структурные формулы веществ, написать
уравнения реакций пропена с:
а) бромом (бромной водой);
б) йодоводородом;
в) серной кислотой.
Назвать продукты реакций, указать их условия. Что
получится, если реакцию с бромом проводить на
свету и при избытке брома? Обосновать выводы.
|
|