О письменных работах учащихся общеобразовательных школ
по химии
Организация и
контроль за всеми видами письменных
работ осуществляется на основе единых требований к устной и письменной
речи учащихся.
Виды письменных работ
учащихся.
Основными
видами классных и домашних письменных
работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:
-планы и конспекты лекций
учителя;
-задачи и упражнения по
химии;
-рефераты по химии;
-планы статей и других
материалов из учебников;
-ответы на вопросы по химии;
-отчеты по выполнению
лабораторных опытов и практических работ по химии;
-отчеты по индивидуальным
или групповым заданиям по итогам экскурсий по химии;
-домашние творческие работы,
которые даются по усмотрению учителя отдельным учащимся;
-составление аналитических и
обобщающих таблиц, схем, кластеров и т.д. (без копирования готовых таблиц и
схем учебников).
Количество и назначение
ученических тетрадей по химии.
Для
выполнения всех видов обучающих работ учащиеся должны иметь следующее
количество тетрадей по химии – по 2 тетради:
·
1 тетрадь - рабочая тетрадь, где выполняются письменные работы на
уроке, оформляются отчеты по выполнению лабораторных опытов;
·
2 тетрадь – для практических работ, где оформляются отчеты по
выполнению практических работ, оценки выставляются каждому ученику. При
оценивании отчета по выполнению практической работы особое внимание уделяется
качеству и полноте самостоятельных выводов ученика. Форма отчета по выполнению
практических работ произвольная (оформление не регламентируется);
В течение учебного года
тетради для практических работ и
контроля знаний хранятся в школе.
Для выполнения контрольных
работ по химии выделяется специальная тетрадь, где выполняются контрольные
работы и тестовые задания.
В течение учебного года тетради для контрольных и
практических работ по химии хранятся в
школе. Тетради для контрольных работ выдаются на уроке для выполнения в них
работ над ошибками.
Порядок ведения тетрадей
учащихся.
Все записи в тетрадях
учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:
1. Писать аккуратным и разборчивым почерком.
2. Единообразно выполнять надписи на обложке
тетради:
·
указывать, для чего предназначена тетрадь (например: для практических
работ по химии);
·
класс
·
номер и название школы;
·
указывать фамилию и имя;
3. Соблюдать поля с внешней стороны;
4. Верхнюю строку каждого листа не пропускать;
5. Указывать где выполняется работа (классная или
домашняя);
6. Писать на отдельной строке название темы урока, а
также темы письменных работ (лабораторных, практических работ) и номера
лабораторных и практических работ;
7. Обозначать номер упражнения, задачи, тестового
задания и т. д.;
8. Указывать вид выполняемой работы (план-конспект,
ответы на вопросы, графический диктант, тестовое задание и т.д.);
9. Соблюдать красную строку.
Между датой и заголовком, наименованием вида работы
и заголовком, а также между заголовком и текстом в тетрадях строку не
пропускать. Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой
или заголовком (наименование вида) следующей работы в тетрадях пропускать 2
строки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за
работу).
Выполнять аккуратно подчеркивания, условные
обозначения карандашом или ручкой, в случае необходимости – с применением
линейки.
Исправлять ошибки следующим образом:
·
неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой
линией;
·
часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией;
·
вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения;
·
не заключать неверные написания в скобки.
Рекомендации по
ведению рабочих тетрадей и
оформлению лабораторных (опытов)
и практических работ по химии.
Рекомендации по ведению и оформлению рабочих тетрадей по
химии.
Рабочая тетрадь по химии - это тетрадь в клеточку,
толщиной не менее 48 листов. В рабочих тетрадях по химии оформляются все
письменные работы, предусмотренные на уроке, а также отчеты по выполнению
лабораторных работ (опытов). В конспект
урока входят все определения новых
понятий, терминов, изучаемых на уроке,
схемы, рисунки, таблицы, которые учитель предлагает на доске или просит записать. Все записи в
тетрадях должны быть аккуратными, выполняются ручкой с синей пастой. Схемы, рисунки, таблицы оформляются
карандашом. Качество ведения тетрадей проверяется по требованию учителя. Проверка тетрадей
осуществляется по мере необходимости и в соответствии с требованиями по
проверке письменных работ по химии.
Рекомендации по оформлению
отчетов по выполнению лабораторных опытов и практических работ по химии.
При выполнении
всех видов работ в школьном кабинете
химии, особенно лабораторных опытов и практических работ, учащиеся должны
оформить отчет по выполнению данных работ.
Лабораторные опыты, как
известно, проводят преимущественно в процессе изложения нового материала с целью
подтверждения или исследования свойств веществ, выяснения зависимости свойств
от строения. Исходя из этого, оформление
отчета по выполнению лабораторного опыта осуществляется в рабочих тетрадях по
химии.
Приложение 1
Рекомендации к оформлению отчета по выполнению лабораторного опыта по
химии.
·
Оформление отчетов по выполнению лабораторных опытов
осуществляется в рабочей тетради по химии. От предыдущей письменной работы отступают 3-4 клетки и записывают
посередине строки номер лабораторного опыта. Далее, каждый раз с новой строки
записывают тему, цель, оборудование и реактивы. После строки «Выполнение опыта»
коротко поэтапно приводится описание лабораторного опыта.
·
В отчете по выполнению лабораторного опыта по
необходимости приводятся описания
опытов, наблюдения, уравнения химических реакций, условия проведения
реакций, рисунки, ответы на вопросы,
выводы.
·
Оформление опытов должно быть весьма кратким, учитывая то
обстоятельство, что опыты непосредственно связаны с содержанием урока. Форма
отчета по выполнению лабораторного опыта не регламентируется, может быть
произвольная.
·
Если в ходе опыта необходимо ответить на вопросы для выяснения понимания учащимися
сущности опыта, то записывается ответ, если требуется оформить рисунок,
заполнить таблицу, то соответственно выполняется рисунок или заполняется
таблица.
·
Все рисунки должны иметь обозначения составных частей,
оборудования, названия реагентов и продуктов реакции. Рисунки должны
располагаться на левой стороне тетрадного листа, подписи к рисункам – внизу.
·
Таблицы заполняются четко и аккуратно. Таблица должна
занимать всю ширину тетрадной страницы.
·
Схемы должны быть крупными и четкими, выполненными простым
карандашом (допускается использование цветных карандашей), содержать только
главные, наиболее характерные особенности, детали.
·
В конце каждого лабораторного опыта обязательно
записывается вывод по итогам выполненной
работы (вывод формулируется исходя из цели лабораторного опыта).
Целесообразно,
чтобы учащиеся 8 класса первые лабораторные опыты описывали под диктовку
учителя, а в дальнейшем им можно предоставить самостоятельность.
В связи с тем,
что лабораторные опыты учащиеся выполняют фронтально и сущность опытов
выясняется на уроке, оценки за их описание выставлять всем учащимся не следует.
Оценку ученику можно выставить при его активном участии в обсуждении материала,
быстром выполнении опытов, правильном их анализе. Поэтому лабораторные опыты по
химии оцениваются выборочно.
Рекомендации к ведению и
оформлению тетрадей для практических работ по химии.
Основная задача практических
работ по химии, проводимых в конце изучения тем, - закрепление знаний и практических
умений учащихся. Практические работы с использованием инструкций ученики
выполняют индивидуально. В этом случае каждый ученик будет приобретать
необходимые практические умения. Только в некоторых работах, где используются
приборы, а также много операций возможно выполнение работы двумя учениками.
Отчет по выполнению практической работы оформляется каждым учеником
индивидуально.
·
Отчеты по выполнению практических
работ по химии оформляются в специальных тетрадях.
·
Тетрадь для практических работ по химии - тонкая
тетрадь в клеточку, толщиной 12 - 18 листов.
·
Тетрадь для практических работ проверяется учителем после каждой
проведенной работы, оценки выставляются каждому ученику, с занесением оценок в
классный журнал.
·
При выставлении оценки за практическую работу по химии учитываются
такие компоненты: самостоятельное выполнение опыта, объем и качество
выполненной работы, правильность написания уравнений химических реакций и
выводов. На снижение оценки должны повлиять ошибки, допущенные учеником в процессе
выполнения работы (например, плохое владение некоторыми лабораторными
умениями), отсутствие аккуратности в работе.
·
Также оценивается качество ведения записей: аккуратность, выполнение
схем, рисунков и таблиц и т.д. Если требования не выполняются, то оценка
снижается.
Приложение 2
Рекомендации к оформлению отчета по выполнению практической работы по
химии.
·
Оформление отчетов по выполнению практических работ осуществляется
в специальных тетрадях для практических работ по химии.
·
От предыдущей практической работы отступают 3-4 клетки и
записывают дату выполнения работы и далее посередине следующей строки номер
практической работы. Далее, каждый раз с новой строки записывают тему, цель,
оборудование и реактивы. После строки «Ход работы» коротко поэтапно приводится
описание практической работы (в соответствии с инструкцией по выполнению
практической работы).
·
Оформление отчета должно быть лаконичным. Форма отчета по
выполнению практической работы не регламентируется, может быть произвольная.
·
Лучше всего оформлять работу после каждого опыта. Однако,
когда работа связана с получением газа и изучением его свойств, описание ее
проводится после выполнения всех опытов.
Описание работы проводится также после выполнения всех опытов, в случае если
учащиеся имеют дело с вредными веществами.
·
В отчете по выполнению практической работы приводятся
описания эксперимента, наблюдения, уравнения химических реакций, условия
проведения реакций, рисунки, ответы на вопросы, выводы.
·
Важным является знание и умение приводить записи уравнений
химических реакций, подтверждающих ход химического эксперимента. При этом
необходимо приводить химические формулы и названия всех реагентов и продуктов
реакции, упоминание о которых ведется при выполнении практической работы.
·
Если в ходе выполнения практической работы необходимо
ответить на вопросы для выяснения понимания учащимися сущности опыта, то
записывается ответ, если требуется оформить рисунок, заполнить таблицу, то
соответственно выполняется рисунок или заполняется таблица.
·
Таблицы заполняются четко и аккуратно, при этом таблица
должна занимать всю ширину тетрадной страницы.
·
Все рисунки должны иметь обозначения составных частей,
оборудования, названия реагентов и продуктов реакции. Рисунки должны
располагаться на левой стороне тетрадного листа, подписи к рисункам – (с правой стороны или снизу).
·
Рисунки с изображением моделей приборов, схем выполнения химического эксперимента должны
быть крупными и четкими, выполненными простым карандашом (допускается
использование цветных карандашей), содержать только главные, наиболее
характерные особенности.
· В конце каждой практической работы обязательно записывается вывод по итогам выполненной работы (вывод формулируется исходя из цели практической работы).