Практическая работа
Железо и его соединения
Цели. Обобщить знания об особенностях
свойств переходных d-элементов и их
соединений в зависимости от заряда и радиуса
иона.
Оборудование и реактивы.
На демонстрационном столе учителя
: щипцы
тигельные, газометр с кислородом, два высоких
химических стакана, шпатель, железная ложечка
для сжигания веществ, спиртовка, спички, газометр
с хлором, стальная проволока, кусок древесного
угля, песок.
На ученических столах
: спиртовка, спички,
держатель для пробирок, пробирки № 1, 2, наждачная
бумага, штатив с пробирками, промывная склянка,
санитарная склянка; стальная проволока,
Fe (стружки, порошок), H2SO4 (разб. и конц.),
HNO3 (разб. и с
= 50–60%), FeSO4 (свежеприготовленный раствор),
растворы Fe2(SO4)3, NaOH, HCl, FeCl3,
KI, CuSO4, K3[Fe(CN)6],
K4[Fe(CN)6], NH4CNS, универсальная
индикаторная бумага (с цветной шкалой рН).
Порядок работы | Задания | Наблюдения и выводы |
---|---|---|
а)
K концу
стальной проволоки прикрепить кусочек
древесного угля, раскалить и опустить в склянку,
заполненную кислородом из газометра (стальная
проволока должна быть раскалена до белого
каления), на дне склянки – песок. б) В железной ложечке сильно накалить порошок железа и всыпать его в склянку, заполненную хлором (дно покрыто песком). Работать под тягой! |
Внимательно
наблюдать за демонстрационными опытами сжигания
железа в кислороде и атмосфере хлора, записать
уравнения наблюдаемых реакций, охарактеризовать
с точки зрения электронного баланса, назвать
продукты. Особо выделить роль железа, связав с
особенностями электронной структуры |
… |
В
четыре
пробирки всыпать понемногу (на кончике шпателя)
железные тонкие стружки, затем поочередно
прилить по 1–2 мл
(если реакции нет, немного
подогреть). Наблюдать. Слить концентрированные
кислоты из обеих пробирок в санитарную склянку,
промыть стружки водой и добавить в одну |
Охарактеризовать и обосновать наблюдаемое соответствующими уравнениями реакций на основе электронного баланса, сделать обобщающий вывод. Kакие реакции имеют конкретную практическую значимость? Почему после пребывания в концентрированных кислотах H2SO4 и НNО3 железо не реагирует с разбавленными кислотами? | … |
а)
Налить в
пробирку 1–2 мл свежеприготовленного раствора
сульфата железа(II) и добавить при взбалтывании
раствор едкого натра. Полученный осадок
разделить на три части. б) K одной части добавить, взбалтывая, избыток концентрированного раствора щелочи. в) K другой части осадка, взбалтывая, добавить раствор соляной кислоты. г) Третью часть осадка оставить на воздухе и наблюдать изменение цвета |
Получить реакцией обмена гидроксид железа(II), испытать действие на него кислот, щелочей, окислителей. Записать соответствующие уравнения реакцийи сделать выводо характере соединений железа(II) с точки зрения классификации гидроксида и окислительно-восстановительных процессов | … |
Налить в пробирку 1–2 мл раствора сульфата железа(III) и добавлять порциями, взбалтывая, раствор едкого натра до выпадения бурого сгустка. Осадок разделитьна две части и испытать одну раствором соляной кислоты, а другую – избытком раствора щелочи (подогреть) | Получить реакцией обмена гидроксид железа(III) и доказать его амфотерный характер. Выводы обосновать уравнениями реакций в соответствующей форме | … |
а)
Наблюдать,
что происходит на воздухе с пробой раствора
сульфата железа(II). б) В пробирку с раствором хлорида железа(III) добавить водный раствор йодида калия, через некоторое время добавить несколько капель раствора крахмала |
Почему раствор сульфата железа(II) можно использовать только свежеприготовленным? Записать уравнения происходящих процессов. Сделать вывод об окислительно-восстановительных свойствах соединений железа(II) и железа(III) | … |
… |
В двух пробирках (№ 1и 2) опытным путем определить растворы сульфатов железа(II) и железа(III). Описать порядок действий. Составить уравнения качественных реакций в молекулярной и ионной формах | … |
Растворы сульфата железа(II) (свежеприготовленного) и хлорида железа(III) испытать универсальным индикатором (бумага) и, сверившись с цветной шкалой рН, сделать соответствующий вывод | Экспериментально установить, подвергаются ли гидролизу растворы сульфата железа(II) и хлорида железа(III). Обосновать выводы соответствующими уравнениями реакций |