БАЗОВЫЙ
УРОВЕНЬ
Изучение химии
на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на
достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной
картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания
для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли
химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и
интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения
химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе
компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной
роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного
отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний
и умений для
безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на
производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения
явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ
МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ХИМИИ
Научные методы познания
веществ и химический явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ
Современные представления о строении атома
Атом. Изотопы. Атомные орбитали. s-, p-элементы. Особенности
строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический
закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
Химическая связь
Ковалентная связь, ее
разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. Степень окисления
и валентность химических элементов. Ионная связь. Катионы и анионы.
Металлическая связь. Водородная связь.
Вещество
Качественный и
количественный состав вещества. Вещества
молекулярного и немолекулярного строения.
Причины многообразия
веществ: изомерия, гомология, аллотропия.
Явления, происходящие при
растворении веществ – разрушение
кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация.
Чистые вещества и смеси.
Истинные растворы. Растворение как
физико-химический процесс. Способы выражения концентрации растворов:
массовая доля растворенного вещества.. Диссоциация электролитов в водных
растворах. Сильные и слабые электролиты.
Золи, гели, понятие о коллоидах.
Химические реакции
Классификация химических
реакций в неорганической и органической химии.
Реакции ионного обмена в
водных растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора.
Окислительно-восстановительные
реакции. Электролиз растворов и
расплавов.
Скорость реакции, ее
зависимость от различных факторов. Катализ.
Обратимость реакций.
Химическое равновесие и способы его смещения.
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Классификация неорганических
соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений.
Металлы. Электрохимический ряд напряжений
металлов. Общие способы получения металлов. Понятие
о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.
Неметаллы.
Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Общая
характеристика подгруппы галогенов.
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Классификация и номенклатура
органических соединений. Химические свойства основных классов органических соединений.
Теория строения органических
соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический
ряд, гомологи. Структурная изомерия. Типы химических связей в молекулах
органических соединений.
Углеводороды: алканы, алкены
и диены, алкины, арены. Природные источники углеводородов: нефть и природный
газ.
Кислородсодержащие
соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, одноосновные
карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы.
Азотсодержащие соединения:
амины, аминокислоты, белки.
Полимеры: пластмассы,
каучуки, волокна.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ
Правила безопасности при
работе с едкими, горючими и токсичными веществами.
Проведение химических реакций
в растворах.
Проведение химических
реакций при нагревании.
Качественный и
количественный анализ веществ. Определение характера среды. Индикаторы. Качественные
реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений.
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила
безопасной работы со средствами бытовой химии.
Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества,
используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре.
Общие представления о
промышленных способах получения химических веществ (на примере производства
серной кислоты).
Химическое загрязнение
окружающей среды и его последствия.
Бытовая химическая грамотность.
ТРЕБОВАНИЯ К
УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате
изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
важнейшие химические понятия: вещество, химический
элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион,
аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность,
степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного
и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит,
электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и
восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ,
химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия,
гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ,
постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической
диссоциации, строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы;
серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные
удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза,
сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна,
каучуки, пластмассы;
уметь
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень
окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона,
характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и
восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по
их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства
металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических
соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ
от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной,
металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического
равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и
органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных
источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов
Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической
информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на
производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных
условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм
человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным
оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из
разных источников. |